Баннер

Контакты

г.Санкт-Петербург
Малый пр. ВО д.6
(812) 323 74 83

Педагог-психолог Печать

Рубрику ведет штатный сотрудник ГБДОУ № 74 педагог-психолог высшей квалификационной категории Чанчикова Нина Владимировна.

 

Педагог-психолог Н. В. Чанчикова

Адаптация ребенка к детскому саду

Ребенок 3-х лет впервые  поступает в дошкольное образовательное учреждение. Можно ли  минимизировать трудности, связанные с привыканием его к детскому саду? Если да, то -  как этого достичь?

Наш опыт дает утвердительный ответ на первый из поставленных вопросов. Чтобы получить обстоятельный ответ на второй вопрос, разберемся, с чем же связано само понятие «адаптация»?

Словарь-справочник практического психолога (автор Конюхов Н.И.) дает следующее определение этого понятия: «Адаптация (от лат. adapto – приспособляю) – приспособление организма к внешним условиям. В настоящее время различают физиологическую, психофизиологическую, психическую, социально-психическую и социальную адаптацию».

Поступление ребенка в детский сад – важное событие для семьи и ребенка, меняющее привычный уклад жизни. В домашней обстановке ребенок практически был окружен близкими и родными ему людьми, которые взаимодействовали с ним определенным образом (в зависимости от собственных представлений о воспитании), формировали у ребенка те умения, которые считали для себя главными, наиболее важными. С поступлением ребенка в детский сад многое в его жизни меняется: рядом (чаще всего) нет мамы и папы, вокруг – новые, незнакомые ему дети и взрослые. Это может особенно волновать и беспокоить ребенка.

Родителям важно понять главное: чем более схожи условия жизни и воспитания ребенка в семье и в детском саду, тем меньше трудностей возникнет у ребенка в процессе  адаптации  и меньше проблем у его родителей и воспитателей. Это касается, прежде всего, режима жизни ребенка в семье, который необходимо по возможности  максимально приблизить к режиму дошкольного учреждения. Кроме того, это также окружающая ребенка и влияющая на его развитие социальная среда (микроклимат в семье, отношение к ребенку, особенности его воспитания, контакты с детьми и взрослыми), которая должна быть для ребенка психологически безопасной, комфортной. Понимание этого позволяет  получить ответ на второй, поставленный в начале нашего разговора, вопрос.  Конечно же, к предстоящему важному семейному событию – посещению детского сада -  ребенка необходимо заранее готовить.

Для большинства современных семей это событие, как правило, происходит, когда ребенку исполняется 3-4 года.

С какими полезными для него умениями и навыками ребенок приходит в детский сад?

Практика показывает, что большинство современных родителей ориентировано на раннее интеллектуальное развитие своего ребенка и при  этом нередко упускает возможность своевременного  формирования у него простейших бытовых умений и навыков.  Поэтому-то  многие современные малыши достаточно легко справляются с выкладыванием картинок, состоящих  из множества частей -  пазлов, с постройками с помощью конструктора «Лего», интересуются новыми игрушками и книжками, с гордостью демонстрируют свои познания в иностранных языках.

Однако подобных умений оказывается совсем недостаточно как для полноценного развития малыша, так и   для быстрого привыкания его к новым жизненным условиям в детском саду.

Значительно более  важными для ребенка в период адаптации оказываются умения общаться со сверстниками (быть доброжелательным, уметь знакомиться, подходить к детям, просить игрушку, делиться своими игрушками и др.), адекватно контактировать со взрослыми  (уметь просить и принимать помощь, слушать взрослого и выполнять его просьбы), а также владеть навыками самообслуживания (самостоятельно мыть руки с мылом и насухо их вытирать, пить из кружки и пользоваться столовыми приборами; одеваться, убирать на место игрушки и т.п.).

В первые дни пребывания в детском саду некоторые  дети плачут. Как правило, это  те дети, которые прежде, до посещения дошкольного учреждения,  проводили  всё время  преимущественно с мамами. Помочь такому ребенку привыкнуть к коллективу, безусловно, поможет сокращение времени его пребывания в саду до нескольких часов. И только по мере адаптации родителям следует постепенно увеличивать время пребывания ребенка в группе.

Случается, что, приведя ребенка в  сад и беспокоясь за него,  некоторые мамы (крайне редко – папы) затягивают прощание с ребенком, чем невольно провоцируют у него возникновение беспокойства, тревоги, слёз и даже истерики. Нередко  дети меньше беспокоятся, если их отводит в сад не мама, а папа. Значит, необходимо учесть это и предоставить папе возможность помочь своему ребенку  безболезненно войти в этот новый для него жизненно важный этап социализации.

Если же до посещения детского сада родители предоставляли ребенку опыт общения со сверстниками и взрослыми, а также  опыт расставания и встреч с мамой и папой, то, придя впервые в детский сад, такой ребенок достаточно быстро и легко входит в новую для него обстановку и осваивается в ней.

Опыт показывает, что период адаптации малышей к саду варьируется от 2-3-х недель до полутора месяцев.

Конечно, даже легкое течение периода адаптации может сопровождаться некоторыми изменениями поведения: снижением аппетита, нарушением сна, проявлениями капризности. Однако, по мере привыкания ребенка, ситуация достаточно быстро  нормализуется.

Состояние психической напряженности в период адаптации приводит к снижению сопротивляемости организма ребенка.  За счет увеличения контактов возрастает  риск инфицирования острым респираторным заболеванием, которое обычно завершается без каких-либо осложнений.

Случаи тяжелой адаптации детей в возрасте 3-х лет крайне редки.

Случаи тяжелого течения адаптации связаны с  ранним возрастом ребенка (до 1,5 лет), патологией беременности и родов; неправильным воспитанием в семье (отсутствие подготовки к поступлению в детский сад, нарушение режима, нерациональное питание), что приводит к стойким нарушениям поведения и оказывает негативное влияние на физическое и нервно-психическое развитие ребенка, состояние его здоровья.

Родителям очень важно проявлять  искреннюю заинтересованность  жизнью ребенка  в детском саду: разговаривать с ним о его новом статусе, об играх с детьми в группе; выслушивать его рассказы о том, чем он занимался в детском саду (какую песенку пел, что рисовал, какие физ. упражнения  выполнял, чем понравилось заниматься и т.д.).

Такая  эмоциональная поддержка ребенка,  неподдельный интерес к его жизни, безусловно, поможет  не только успешно преодолеть трудности периода  адаптации малыша, но и заложить основу   дальнейшего взаимного доверия и уважения в отношениях между родителями и ребенком.