Баннер

Контакты

г.Санкт-Петербург
Малый пр. ВО д.6
(812) 323 74 83

Рабочая программа педагога-психолога Печать

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

педагога-психолога ГБДОУ № 74  Чанчиковой Н.В.

Рабочая программа разработана педагогом-психологом в соответствии с Уставом и образовательной программой ГБДОУ № 74. Она обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому развитию. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. Содержание программы разработано в соответствии с Основной общеобразовательной программой ДОУ на основе   примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» и в соответствии с нормативными документами.

Перечень нормативных документов:

  1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный закон РФ от 29.12.2010г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
  3. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
  4. Конституция РФ от 12.12.1993 (с изменениями и дополнениями);
  5. Семейный Кодекс РФ от 08.12.1995 № 223 ФЗ (с изм. и доп.);
  6. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990.
  7. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).
  8. Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией 1386(ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20.11.1959).
  9. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 (с         изменениями и дополнениями).
  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении  федерального государственного стандарта дошкольного образования» (вступил в силу 1 января 2014 г.).

 

 

Цель программы:  Содействие психическому здоровью, раскрытию индивидуальности детей, помощь в преодолении различных затруднений в их развитии  посредством организации сюжетной игровой деятельности.

Задачи программы с учетом образовательных областей:

№ п/п

Образовательная область

Задачи образовательной работы с дошкольниками

1.

Физическое развитие

- развитие общей моторики;

- развитие физических качеств (выносливости, координации);

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

2.

Социально-коммуникативное развитие

- развитие навыков общения (культуры общения) с взрослыми и сверстниками для формирования адекватной самооценки;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- формирование интереса к игровой сюжетной деятельности для снижения эмоционального напряжения и профилактики высокой тревожности;

- воспитание уверенности, ответственности, самостоятельности для формирования произвольного поведения и способности к обучению.

3.

Речевое развитие

- обогащение активного словаря;

- развитие  связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- формирование потребности в проговаривании той или иной информации опытному взрослому (механизма обратной связи).

 

4.

Познавательное развитие

- развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации;

- расширение представлений детей о себе и об окружающей действительности;

- развитие воображения и творческой активности.

- развитие смысловой памяти, механизма причинно-следственных связей (аналитико-синтетической деятельности).

5.

Художественно-эстетическое развитие

- формирование интереса к художественной литературе, к фольклору;

- развитие эмоциональной отзывчивости (сопереживания персонажам сказок, рассказов);

- формирование чувства прекрасного через приобщение  ребенка к художественной литературе для успешной подготовки к овладению чтением.

 

 

Содержание рабочей программы:

I. Целевой раздел…………………………………………………………………1

Пояснительная записка …………………………………………………………1

Цель программы. Задачи программы по образовательным областям………. 2

Принципы программы …………………………………………………………..3

Актуальность программы ……………………………………………………….4

Психологическая оценка  индивидуального развития  детей (целевые ориентиры, исследуемые параметры, методы и методики)…………………...7

II. Содержательный раздел………………………………………………………9

Структура игрового тренинга ---------------------------------------------------------- 9

Тематический план программы сюжетно-игровых тренингов …………….. 11

III. Организационный раздел…………………………………………………...15

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды………………………………………………………….………………… 15

Учебно-методическое обеспечение программы……………………………….17

- перечень нормативных документов………………………………………….17

- список методической и научной  литературы…………………….................17

- перечень детских литературных произведений  к программе……………..19

Приложение.……………………………………………………………………..21

Задачи программы по основным направлениям деятельности педагога-психолога…………………………………………………………………………21

Карта наблюдений. Личностный профиль ребенка…………………………...23

Психодиагностические методики для оценки индивидуального развития детей………………………………………………………………………………24

 

 

I. Целевой раздел

Пояснительная записка

Цель программы:  Содействие психическому здоровью, раскрытию индивидуальности детей, помощь в преодолении различных затруднений в их развитии  посредством организации сюжетной игровой деятельности.

 

Задачи программы по образовательным областям:

№ п/п

Образовательная область

Задачи образовательной работы с дошкольниками

1.

Физическое развитие

- развитие физических качеств (выносливости, координации);

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

2.

Социально-коммуникативное развитие

- развитие навыков общения с взрослыми и сверстниками;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

3.

Речевое развитие

- развитие  связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- обогащение активного словаря;

 

4.

Познавательное развитие

- развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации;

- расширение представлений детей о себе и об окружающей действительности;

- развитие воображения и творческой активности.

 

5.

Художественно-эстетическое развитие

- формирование интереса к художественной литературе, к фольклору;

- развитие эмоциональной отзывчивости (сопереживания персонажам сказок, рассказов).

 

Принципы программы:

  • развивающего образования;
  • гуманизма (признание уникальности и неповторимости каждого ребенка, неограниченных возможностей развития личностного потенциала, уважение  личности ребенка);
  • сочетания научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, возможность реализации в массовой практике);
  • интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями, а также с индивидуальными и возрастными  особенностями воспитанников;
  • комплексно-тематического построения образовательного процесса;
  • решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности детей;
  • построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (сюжетной игре);
  • дифференциации и индивидуализации (развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями);
  • системности образования (взаимосвязь и взаимозависимость всех компонентов программы).

Актуальность программы

Данная программа является универсальной, так как ориентирована на воспитанников как массовых, так и специализированных дошкольных учреждений.

Наш опыт работы с детьми показывает: большинство современных детей, начиная с дошкольного возраста, испытывает существенный недостаток в практическом использовании ими полученных знаний, умений и навыков. Речь идет о недостаточном развитии у дошкольников практического интеллекта⃰, включающего в себя как познавательное, так и социально-эмоциональное (личностное) развитие.

Поэтому в дальнейшем, при обучении в школе, у детей закономерно возникают трудности, связанные с освоением информации в целом.

Как правило, они постепенно теряют интерес к учебной деятельности, приобретая зависимое поведение и утрачивая при этом потенциальную возможность овладения  информацией, необходимой для раскрытия и реализации своего личностного ресурса.

 

 

⃰ Под практическим интеллектом мы понимаем наличие определенного объема представлений, которым ребенок может практически пользоваться в реальной жизни.

Наша практика показала, что основы практического интеллекта (понятийного мышления) формируются в дошкольном возрасте в условиях ведущего вида деятельности (сюжетной игры) при диалоговом взаимодействии  взрослого и ребенка.

Говоря о значимости практического интеллекта для человека, невозможно не вспомнить  труды известных русских  исследователей в этом направлении:

- физиолога И.П. Павлова, занимавшегося исследованием высшей нервной деятельности человека и отмечавшего важную роль процесса воспроизведения информации, в результате которого происходит развитие смысловой памяти;

- писателя Л.Н. Толстого, который эмпирическим путем обнаружил прямую связь уровня развития у ребенка речи с особенностями развития у него познавательных способностей и интереса к процессу познания, что особенно важно для успешного обучения в школе;

- ученых  Б.Г. Ананьева и Н.С. Говорова, которые научно подтвердили эмпирическое открытие Толстого, а Н.С. Говоров доказал, что  понимание содержания информации и формирование способности «слушая слышать» происходит непосредственно при воспроизведении ребенком (человеком) информации  другому человеку.

В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами дошкольное образование является первой ступенью общего непрерывного образования. В связи с этим вопрос качества образования дошкольников становится чрезвычайно важным и актуальным. А такие профессиональные качества  педагога как  компетентность, квалификация и конкурентоспособность выходят на первый план.  Современные педагоги должны не только  учитывать возрастные особенности дошкольников, но и овладевать новейшими информационно-коммуникативными технологиями.

Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому,  художественно-эстетическому и физическому.

Для того чтобы сформировать у дошкольника предпосылки универсальных учебных действий (т.е. полноценно подготовить его к обучению в школе), а также заложить основу социально-личностного роста ребенка, необходимо развить его практический интеллект, т.е. вывести его на уровень овладения сюжетной игровой деятельностью в соответствии с возрастом.

Практика показала, что это становится возможным в том случае, если психолого-педагогическая работа в ДОУ (и, прежде всего, сюжетно-игровые тренинги)представляет собой определенную систему, которая учитывает и возрастную преемственность.

Наша программа включает в себя систему сюжетно-игровых тренингов, охватывающую дошкольный период развития ребенка  от четырех до семи лет.

Игровые тренинги содержат  конкретные проблемные ситуации, учитывающие  возрастные и индивидуальные возможности детей и рассчитаны на приобретение детьми жизненно важного практического опыта, который им необходим  в жизни.

Основой сюжетно-игрового тренинга является литературное произведение. Все произведения подобраны с учетом не только возрастных особенностей детей, но и актуальности психологических проблем у современных дошкольников, испытывающих  трудности в организации самостоятельной игры (игры-драматизации и режиссерской игры).

Освоение содержания литературного произведения в игровом тренинге не предполагает предварительного заучивания детьми ролевого текста, а осмысляется ими самостоятельно и  постепенно, в непроизвольном, комфортном для дошкольников варианте при многократном ролевом взаимодействии под руководством опытного взрослого.

На наш взгляд, выход ребенка на игру-драматизацию и режиссерскую игру означает получение им полноценного опыта подготовки к обучению в школе, основанного на  проявлении реального интереса к познанию.

Это актуально, так как  далеко не всем современным шести -  семилетним детям удается накопить такой опыт, а тем более его закрепить. И происходит это в силу установившегося в обществе предпочтительного использования педагогами  дидактических, а не практических приемов в процессе воспитания и обучения дошкольников.

Мы имеем  в виду наполнение ребенка различными знаниями, без возможности их практического применения, с фактическим блокированием способности думать.

Сюжетная  игра способствует актуализации и закреплению  накопленного дошкольником игрового опыта, а также предоставляет ему возможность творческой самореализации на уровне возрастных и индивидуальных возможностей.

Ребенок-дошкольник, накопив достаточный опыт игрового взаимодействия с взрослыми и сверстниками на основе решения различного рода проблем за счет практического применения  полученных знаний из разных областей науки и культуры, становится способным самостоятельно мыслить и управлять своим поведением, а также творчески организовывать деятельность как свою, так и сверстников.

Психологическая оценка индивидуального развития детей            (целевые ориентиры, исследуемые параметры, методы и методики)

п/п

Образовательные области

Целевые ориентиры

 

Исследуемые параметры

Методы и методики исследования

1.

Физическое развитие

Развитие крупной и мелкой моторики; подвижность, выносливость, владение основными движениями, контроль и управление движениями;

способность к волевым усилиям; соблюдение правил безопасного поведения

 

- выносливость

- координация

- произвольность поведения

 

- Наблюдение

- «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия)

- «Раскрась фигуры»

(М.Н. Ильина и др.),

 

 

2.

Социально-коммуникативное развитие

Адекватное проявление чувств, положительное отношение к миру, к людям, к себе;

Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать; следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, разрешать конфликты

 

- эмоциональная устойчивость

- тревожность

- самооценка

- степень овладения элементарными общепринятыми нормами и правилами взаимодействия со сверстниками и взрослыми

- Наблюдение

- «Тест тревожности» (Р.Теммл, М.Дорки,В.Амен),

- «Самооценка» (Де-Греев)

 

3.

Познавательное развитие

Проявление любознательности, интерес к причинно-следственным связям, склонность наблюдать, экспериментировать; проявление инициативы и самостоятельности

Развитое воображение, владение разными формами и видами игр.

 

- познавательный интерес, активность, вовлеченность;

самостоятельность

 

- Наблюдение

- Игровое упражнение на определение у ребенка-дошкольника ведущего канала восприятия на прием информации (кафедра корр. педагогики РГПУ им. А.И. Герцена),

- «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия)

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Речевое развитие

Владение устной речью, способность к принятию собственных решений, опора на свои знания и умения в различных видах деятельности

- связная речь

- проявление творческих действий

 

- «Воспроизведение сказки» (Н.В. Михайлова; В.В. Орлова),

 

5.

Художественно-эстетическое

развитие

Знание произведений детской литературы.

Развитие воображения, моторики.

Проявление инициативы, самостоятельности в разных видах деятельности.

Восприятие художественной литературы, фольклора.

Реализация самостоятельной творческой деятельности.

Наблюдение, анализ продуктов детской деятельности

 

 

II. Содержательный раздел

Содержание программы составляют литературные произведения известных детских писателей, а также наши авторские творческие наработки, содержащие опыт решения конкретных, наиболее часто встречающихся у современных дошкольников, психолого-педагогических проблем.

Подбор литературного материала может меняться в зависимости от характера проблем участников тренинга и их индивидуальных особенностей.

Структура  игрового тренинга

1. Техника речи (скороговорки, чистоговорки, потешки, считалки, дразнилки) – это тренировка ребенка, направленная на его включение  в диалоговое  взаимодействие (1-2 мин.).

  1. Первый этап взаимодействия взрослого и ребенка в совместной игровой деятельности: знакомство ребенка с литературным произведением посредством применения взрослым настольного театра (8-10 мин.).
  2. Второй этап взаимодействия взрослого и ребенка в совместной  игровой деятельности: включение ребенка в сюжет литературного произведения (с помощью действий с игрушками или его самостоятельных действий в роли с использованием масок) на основе непроизвольного ролевого диалогового взаимодействия с взрослым (18-20 мин.).
  3. 4. Третий этап взаимодействия взрослого и ребенка в совместной  игровой деятельности -  длительный процесс в условиях дошкольного учреждения. Он не реализуется в рамках одного тренинга, а осуществляется постепенно и только на уровне индивидуального взаимодействия, так как предполагает пошаговое осмысление ребенком каждой из обыгрываемых им ролей литературного произведения с последующим выходом на монологическую речь в специально организованных взрослым жизненных обстоятельствах (свободный, самостоятельный пересказ произведения опытному взрослому).

 

Тематический план   сюжетно-игровых тренингов (на основе литературных произведений)

по программе «Палочка-выручалочка»

Средняя группа

Название литературного произведения, автор

тема

время

1.

«Когда можно плакать» С.Л. Прокофьева

Взаимопомощь, снятие эмоционального напряжения

20

2

«Мышонок, который плохо ел» Н.Л. Яковлева

Преодоление страхов, неуверенности, особенно у детей со сниженным аппетитом

20

3.

«Храбрый утенок» Б.С. Житков

Преодоление страхов и эгоцентризма

20

4.

«Под грибом» В.Г. Сутеев

Взаимопомощь, формирование внимательного и доброго отношения к миру

20

5.

«Кто сказал «мяу»? В.Г. Сутеев

О малышах, которым очень хотелось иметь хороших, заботливых родителей и преданных друзей

20

6.

«Пых» русская народная сказка

Преодоление страхов, неуверенности

20

7.

«Фонарик» Н.В. Чанчикова

Н.Л. Яковлева

Взаимопомощь, преодоление страха темноты

20

8.

«Капитан корабля» Н.В. Чанчикова

Н.Л. Яковлева

Формирование у детей культурно-гигиенических навыков и развитие конструктивных умений

20

9.

«Кулачок и язычок» Н.В. Чанчикова

Н.Л. Яковлева

Взаимопомощь, преодоление агрессивности и эгоцентризма

20

10.

«Яблоко» В.Г. Сутеев

Взаимопомощь, преодоление эгоцентризма, формирование  элементарных математических представлений и  представлений о диких животных

20

 

Старшая группа

Название литературного произведения, автор

тема

время

1.

«Любимая игрушка» Н.В. Чанчикова

Н.Л. Яковлева

Проблема, присвоение детьми чужой игрушки, вещи и формирование представлений о домашних животных

25

2,

«Пятачок» коллектив  центра Н.С. Говорова «Адаптация и развитие человека»

Добрые дела, преодоление агрессивности, эгоцентризма и формирования представлений о диких животных

25

3.

«Ежик-Елка» С.Г. Козлов

Взаимопомощь, взаимовыручка, преодоление страхов и неуверенности

25

4.

«Верное средство» В.В.Капнинский

Взаимопомощь, добрые дела, преодоление эгоцентризма

25

5.

«Игра в прятки» Н.Л. Яковлева

Преодоление у детей эгоцентризма, неосознанных действий (щиплют кого-то, кусают и т.д.) и снятие у них эмоционального напряжения

25

6.

«Почему Мишутка не выспался»

Н.В. Чанчикова

Н.Л. Яковлева

Значение режима в жизни ребенка

25

7.

«Настоящие друзья» Н. В. Чанчикова

Н.Л. Яковлева

Преодоление агрессивности и развитие конструктивных умений

25

8.

«Крошка-Енот» (по мотивам одноименной сказки Л. Муур) коллектив  центра Н.С. Говорова «Адаптация и развитие человека»

Преодоление страхов, неуверенности, взаимовыручка и формирование представлений о животных жарких стран

25

9.

«Слон и Муравей» Д. Биссет

Добрые дела, взаимопомощь, преодоление неуверенности и снятие эмоционального напряжения

25

10.

«Лягушка в зеркале» Д. Биссет

Преодоление агрессивности, страхов, формирование заботливого отношения к матери и к окружающему миру

25

 

Подготовительная группа

Название литературного произведения, автор

Тема

время

1.

«Кузнечик Денди» Д. Биссет

Взаимопомощь, преодоление упрямства  и формирование элементарных математических представлений

30

2.

«Палочка-выручалочка» В.Г. Сутеев

Взаимопомощь, формирование сообразительности, ловкости и любознательности

30

3.

«Воздушный шарик» Н.Л. Яковлева

Взаимопомощь, преодоление страхов и знакомство с физическими свойствами воздушного шара

30

4.

«Лягушонок ищет папу» Г.В. Сапгир

Г.М. Цыферов

О малышах, которым очень хотелось иметь хороших, заботливых родителей и преданных друзей

30

5.

«Картошка в мундире» Н. В. Чанчикова

Н.Л. Яковлева

Проблемы, связанные с появлением в семье второго ребенка

30

6.

«Заплатка» Н.Н. Носов

Добрые дела, преодоление эгоцентризма

30

7.

«Гном Гномыч и Изюмка» А. Балинт, I глава

«Дом, который можно съесть»

Формирование культурно-гигиенических навыков

30

8.

«Гном Гномыч и Изюмка» А. Балинт, II глава

«Не хочу купаться»

Преодоление эгоцентризма, упрямства

30

9.

« Гном Гномыч и Изюмка» А. Балинт, III глава

«Куку-куколка»

О заботливых родителях и преданных друзьях

30

10.

«Гном Гномыч и Изюмка» А. Балинт, IV глава

«Волки»

Взаимопомощь, преодоление страха темноты и эгоцентризма

30


III. Организационный раздел

Отбор участников для сюжетно-игрового тренинга проводится по результатам психодиагностических исследований, а также с учетом запросов родителей и педагогов.

Общее количество игровых тренингов по программе–30. Продолжительность каждого тренинга от 10 до 30 минут в зависимости от индивидуальных и возрастных возможностей  детей.

По мере необходимости, по запросам и в рамках проектной деятельности игровое взаимодействие с детьми в группах осуществляется воспитателями, в сотрудничестве с педагогом-психологом.

 

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии со структурой сюжетно-игрового тренинга

№п/п

Этапы тренинга

Оснащение

1.

Техника речи

Тексты скороговорок, чистоговорок, потешек, считалок, дразнилок;

Объемные игрушки и др. атрибуты, отражающие реальную действительность

2.

Знакомство ребенка с литературным произведением с использованием настольного театра

Тексты литературных произведений по программе;

Игрушки-персонажи настольного театра; тематические декорации к настольному театру

3.

Организация театрализованной деятельности на основе непроизвольного ролевого диалогового взаимодействия с взрослым.

Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты

4.

Индивидуальное игровое взаимодействие с ребенком в непроизвольном варианте в предлагаемых взрослым обстоятельствах, доступных для ребенка.

Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты

 

Учебно-методическое обеспечение программы

Перечень нормативных документов:

  1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 

  1. Федеральный закон РФ от 29.12.2010г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

 

  1. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

 

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 (с изменениями и дополнениями);

 

  1. Семейный Кодекс РФ от 08.12.1995 № 223 ФЗ (с изм. и доп.);

 

  1. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990.
  2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).
  3. Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией 1386(ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20.11.1959).
  4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 (с         изменениями и дополнениями).

10.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении  федерального государственного стандарта дошкольного образования» (вступил в силу 1 января 2014 г.).

 

 

Список методической и научной литературы:

  1. Чанчикова Н.В., Яковлева Н.Л. На одном языке с ребенком, или Игра по правилам. - СПб: Издательство «Интан», 2010. - 204 с.
  2. Чанчикова Н.В., Яковлева Н.Л. Роль сюжетной игры в развитии у дошкольников практического интеллекта. //Служба практической психологии в системе образования. XV региональная научно-практическая конференция (с международным участием). – СПб.: 2011.
  3. Чанчикова Н.В., Яковлева Н.Л. Палочка-выручалочка. Сборник литературных произведений для дошкольников 3-7 лет. СПб.: Издательство «ЮПИ», 2011.
  4. Н.С. Говоров, Н.Г. Пашкевич, Т.Г. Поташевская. Социально-педагогический тренинг. Методическое пособие. СПб; Издательство «Аполлон» 1997г.
  5. Агафонова И.Н. Экспресс-диагностика готовности к школе. Учебное пособие СПб 1997г.
  6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968.
  7. Валявский А.С., Яковис А.С. Оздоравливающие учебные игры. Часть 1. Практикум. – СПб: Тесса, 2001.
  8. Выготский Л.С. Мышление и речь – М.: Лабиринт, 1996.
  9. Говоров Н.С. О дидактопатии. // Тезисы доклада по материалам научно-практической конференции 11-13 1999г. «Дети в загородном лагере». – СПб: 1999.
  10. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания.
  11. Говоров Н.С. Пройденный период моих исследовательских и экспериментальных исканий – СПб: 1997.
  12. Епанешников С.Е., Гогония И.Н. Педагогическое открытие Л.Н. Толстого – СПб: 1992.
  13. Чанчикова Н.В., Яковлева Н. Л. К вопросу о тревожности. //Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции», СПб, РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
  14. Чанчикова Н.В., Яковлева Н.Л. Функциональная неразвитость ребенка. Генезис  дидактопатии. //Материалы межвузовской научно-методической конференции «Актуальные проблемы развития высшей школы». Труды Санкт-Петербургской Государственной Лесотехнической Академии. – СПб, 2004.
  15. Чанчикова Н. В., Яковлева Н.Л. К проблеме воспитательно-образовательной работы со студентами в вузах. //Материалы межвузовской конференции «Воспитательная работа со студентами в вузах Санкт-Петербурга: состояние, проблемы, новые концептуальные подходы». – СПб: ПГУ Путей Сообщения МПС России, 2004.
  16. Поташевская Т.Г., Чанчикова Н.В.., Шитова Н.И.., Яковлева Н.Л. Дидактопатия в концепции интегральной социальной педагогики. Задержка социального развития.// Закономерности и перспективы трансформации общества. Материалы к V Международной Конференции, том 3, Москва, 2004.
  17. Чанчикова Н.В., Яковлева Н.Л. На одном языке с ребенком, или Игра по правилам. - СПб: Издательство «Интан», 2010. - 204 с. илл.
  18. Чанчикова Н.В., Яковлева Н.Л. Роль сюжетной игры в развитии у дошкольников практического интеллекта. //Служба практической психологии в системе образования. XV региональная научно-практическая конференция (с международным участием). – СПб.: 2011.
  19. Чанчикова Н.В., Яковлева Н.Л. Здоровье ребенка - в наших руках. //Наша новая школа: Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса. Городская научно-практическая конференция. – СПб: 2011.

 

 

Список детских литературных произведений к программе «Палочка-выручалочка»:

  1. Сутеев В.Г. Под грибом
  2. Сутеев В.Г. Кто сказал «мяу»?
  3. Сутеев В.Г. Яблоко
  4. Сутеев В.Г. Палочка-выручалочка
  5. Чанчикова Н.В., Яковлева Н.Л. Фонарик
  6. Чанчикова Н.В., Яковлева Н.Л. Капитан корабля
  7. Чанчикова Н.В., Яковлева Н.Л. Кулачок и Язычок
  8. Чанчикова Н.В., Яковлева Н.Л. Любимая игрушка
  9. Чанчикова Н.В., Яковлева Н.Л. Почему Мишутка не выспался
  10. Чанчикова Н.В., Яковлева Н.Л. Настоящие друзья
  11. Чанчикова Н.В., Яковлева Н.Л. Картошка в мундире
  12. Яковлева Н. Л.  Почему Мышонок плохо ел
  13. Яковлева Н.Л. Воздушный шарик
  14. Яковлева Н.Л. Игра в прятки
  15. Биссет Д. Слон и Муравей
  16. Биссет Д. Лягушка в зеркале
  17. Биссет Д. Кузнечик Денди
  18. Балинт А. Гном Гномыч и Изюмка (1-4главы)
  19. Капнинский В.В. Верное средство
  20. Козлов С.Г. Ежик-Елка
  21. Житков Б.Г. Храбрый утенок
  22. Сапгир Г.В., Цыферов Г.М. Лягушонок ищет папу
  23. Носов Н.Н. Заплатка
  24. Прокофьева С.Л. Когда можно плакать
  25. Русская народная сказка «Пых»
  26. Коллектив  центра Н.С. Говорова «Адаптация и развитие человека» Крошка Енот (по мотивам одноименной сказки Л. Муур.).
  27. Коллектив  центра Н.С. Говорова «Адаптация и развитие человека» Пятачок.

 

 

Приложение

Задачи программы по основным направлениям деятельности педагога-психолога:

№ п/п

Направления  деятельности

Задачи

1.

Исследование

Своевременное выявление  психологических проблем у дошкольников с помощью психодиагностических методик, направленных, в частности, на:

- исследование особенностей социально-личностного и познавательного  развития детей;

- определение готовности детей к школе;

- психодиагностику по запросу (родителей, педагогов, администрации).

2.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Формирование навыков общения у детей 4-7 лет  посредством организации сюжетно-игровых тренингов в рамках коррекционно-развивающей программы «Палочка - выручалочка» (авторы: Чанчикова Н.В., Яковлева Н.Л.).

3.

Просветительская деятельность

Совершенствование уровня психологической компетентности педагогов и родителей с практическим включением их в продуктивное взаимодействие с детьми в совместной деятельности (игровые тренинги, проектная деятельность, семейные игровые тренинги).

4.

Методическая деятельность

Обновление  содержания образования дошкольников (с точки зрения  жизненности его  направленности)  через отбор и разработку качественного (развивающего) методического материала для практической работы с детьми (стихи, скороговорки, сказки; сценарии праздников), разработка и публикация статей по психологической тематике, выпуск сборника малых литературных форм для дошкольников и младших школьников.

5.

Повышение квалификации

Совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога-психолога (курсы ПК, изучение новинок  литературы психолого-педагогического содержания и др.)

Карта наблюдений.  Личностный профиль ребенка:___________________________________________

возраст_______ лет

ГБДОУ №   на _____________________ учебный год. Педагог-психолог:__________________

 

Дата:____________Тема: _______________________   Дата:____________Тема: _________________________

Дата:____________Тема: _______________________   Дата:____________Тема: _________________________

 

Характеристика поведения, проявляемого в игровых тренингах:

1            2             3        4        5       6

Пассивность         I--------I--------I---------I---------I---------I  Активность

Отстраненность    I--------I--------I---------I---------I---------I  Вовлеченность

Агрессивность   I--------I--------I---------I---------I---------I  Покладистость, миролюбивость

Проявление стереотипных          I--------I--------I---------I---------I---------I  Проявление творческих действий

Беспокойство, неуверенность,     I--------I--------I---------I---------I---------I Спокойствие, уверенность,

зависимость                                                                                                      независимость

Рассеянность, невнимательность I-------I---------I---------I---------I---------I Внимательность, сосредоточенность

(импульсивность)                                                                                            (рефлексия)

 

Характеристика поведения, проявляемого в игровых тренингах:

1            2            3              4              5       6

Пассивность         I--------I--------I---------I---------I---------I  Активность

Отстраненность    I--------I--------I---------I---------I---------I  Вовлеченность

Агрессивность   I--------I--------I---------I---------I---------I  Покладистость, миролюбивость

Проявление стереотипных          I--------I--------I---------I---------I---------I  Проявление творческих действий

Беспокойство, неуверенность,     I--------I--------I---------I---------I---------I Спокойствие, неуверенность,

зависимость                                                                                                      независимость

Рассеянность, невнимательность I-------I---------I---------I---------I---------I Внимательность, сосредоточенность

(импульсивность)                                                                                            (рефлексия)